Гордон. Древнеегипетская книга мертвых - материалы к теме
О чем говорят мертвые Древнего Египта? Или в «Книге мертвых» жизни больше, чем смерти? О раскопках и открытиях в долине Нила российские археологи Ольга Томашевич и Михаил Чегодаев.
Материалы к теме:
Древнеегипетская Книга Мертвых — это не книга о смерти. Это книга о жизни, победившей смерть. Парадоксально, но столь эффектное название, ставшее почти таким же распространенным символом Древнего Египта как пирамиды, мумии и папирус, совершенно не соответствует содержанию и идее самого произведения. Более того — оно прямо противоположно по смыслу подлинному его названию. Но дело не только в Книге Мертвых — проблема несравненно шире.
Уже
И, наоборот, далеко не все древнеегипетские памятники будут не специалистом ассоциироваться с миром мертвых. Например, на стенах гробниц чиновников эпохи пирамид представлены практически все стороны жизни на Ниле: сельскохозяйственные работы, ремесла, охота и рыболовство и т. д. И как представлены — ярко и солнечно! Не удивительно, что среди этих изображений встречаются даже юмористические. Кстати, любовь к шутке отличает современных египтян от других арабов — здесь сохранился не только антропологический тип, но и национальный характер. К сожалению, эта тема — смеховая культура древних египтян — пока остается почти закрытой зоной для египтологов. Причина, конечно, не в отсутствии интереса к этой проблеме у ученых, а в сложности ее решения. Давно прозвучавший смех — как запах — бывает почти неуловим. Он различен в различные эпохи и у разных народов, различен в разных слоях одного и того же общества, а если в культуре господствует индивидуальное начало, он
Примечательно, что именно в эпоху Нового царства
Итак, название «Книга Мертвых» прочно связалось с погребальными текстами, хотя египтологи (сами, кстати, «пустившие» это название в свет) хорошо знают, что оно более чем условно. Подлинное название произведения переводится: «Изречения выхода в день». В нем отражается вся основная суть этого замечательного текста — помочь умершему миновать все опасности загробного мира, пройти посмертный суд и вместе с солнечной баркой бога Ра вновь вернуться на землю, т. е. ожить, воскреснуть — «обновиться», как говорили египтяне. Победить врага — смерть, чтобы вести
Книга Мертвых имела колоссальное значение для духовной и религиозной жизни древних египтян. Она не была ни погребальным ритуалом в чистом виде, ни молитвенником, ни сборником мифов. Трудно даже сразу подобрать подходящее название для этого удивительного и необычайно важного памятника. Действительно, говоря о ней, легче перечислить, чем она не была; или, может быть, будет вернее сказать, что для египтян она была всем этим одновременно — в религиозной литературе христианства, буддизма и ислама, т. е. великих мировых религий нет ничего, что можно было бы сравнить с этим поразительным произведением богословской мысли высочайшей древней языческой культуры. Видимо, можно сказать, что Книга Мертвых была квинтэссенцией, средоточием духовных, религиозных и мировоззренческих представлений тысячелетней культуры, прошедшей уникальный для мировой истории (протяженностью свыше 3 тысяч лет!), никем не пресекавшийся путь от древнейших первобытных очагов сознания до высочайшей цивилизации, сыгравшей колоссальную роль в мировой культуре и никогда не терявшей теснейшей преемственной связи со своим «доисторическим» прошлым.
В Египте до Книги Мертвых (а ее древнейшие списки относятся к
Для нас — это, наверное, действительно странное произведение — разновременный по происхождению конгломерат весьма «практических» изречений, вплоть до прямого (как нам кажется) обмана загробных судей, туманных диалогов, магических заклинаний и текстов, удивительных по своей образной и художественной силе, потрясающих своим духовным,
Для египтян, отправляющихся в царство Осириса, хрупкий папирусный свиток был почти единственной реально осязаемой надеждой пройти невредимым через кошмарный, ужасающий, населенный чудовищами мир — мир змей, скорпионов, призраков, непреодолимых преград, озер пламени и магических кристаллов. Мир, восходящий к бесконечно далеким временам первобытных обрядов инициации, сумрачным туманным осколком сохранившийся на протяжении тысячелетий. Для древних египтян их волшебный свиток был священной книгой, божественным откровением, дарованным людям свыше — представление, далеким отблеском сверкнувшее в скрижалях Моисея.
Определяя свою письменность как «меду нечер» — «божественная речь» («Слово божье» у Б. Тураева), египтяне возводили ее изобретение к великому богу мудрости и знания Тоту, а свитки священных книг называли «Бау Ра» — «Душами [бога] Ра». Божественное происхождение Книги Мертвых было очевидным и, как все божественное, ей сопутствовала тайна: «Сделай книгу так, чтобы не видел человеческий глаз — она расширяет шаги на небе, на земле, в преисподней. Она полезнее церемоний отныне и вовеки» (Глава 144).
Эти последние слова наилучшим образом отражают отношение самих древних египтян к этому замечательному произведению. Без представления о том, чем же была для них Книга Мертвых, видимо нельзя постичь сути и духа их удивительной культуры — слишком уж много представлений о бытии и мировом порядке в нее попало. Так что может быть не так уж и не правы были те, кто называл Книгу Мертвых Библией Древнего Египта. Что можно утверждать уверенно — это первая в истории иллюстрированная книга.
Библиография
Антес Р. Мифология в древнем Египте/Мифология Древнего мира. М., 1977.
Ассман Я. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.
Большаков А. О. Человек и его Двойник. СПб., 2001.
Коростовцев М. А. Писцы древнего Египта. М., 1962.
Культура древнего Египта. М., 1976.
Лирическая поэзия древнего Востока/Сост. И. М. Дьяконов. М., 1984.
Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л., 1956.
Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. СПб., 2000.
Сказки и повести древнего Египта/Пер. и комм. И. Г. Лившица. Л., 1979.
Томашевич О. В. Странствия Синухе/Сказки древнего Египта. М., 1998.
Томашевич О. В. Пирамида в поперечном разрезе//Знание — сила. 2001. № 8–9.
Тураев Б. А. Бог Тот/Послесл. О. В. Томашевич. СПб., 2001.
Тураев Б. А. Древний Египет. Пг., 1922; СПб., 1999.
Тураев Б. А. Египетская литература. М., 1920. Т. 1.
Франкфорт Г. Л., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984.
Чегодаев М. А. Древнеегипетская Книга Мертвых//Вопросы истории. 1994. № 8–9.
Чегодаев М. А. Ожившие камни Гизы//Знание — сила. 2001. № 10–11.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Новые комментарии