Выставка "Шедевры Византии"

В Третьяковской галерее 8 февраля открывается выставка "Шедевры Византии" — очередное событие перекрестного года России и Греции, продолжающее культурный обмен произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции.

Экспонируемые в Третьяковской галерее 18 памятников датируются концом X — началом XVI века и дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах. Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в Средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира. На выставке каждое из произведений — уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.

Самый ранний памятник в экспозиции — серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых. Искусство XII века представлено иконой "Воскрешение Лазаря", воплощающей утонченный рафинированный стиль живописи этого времени. В собрании Третьяковской галереи находится икона "Богоматерь Владимирская" этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь.

Один из самых ярких экспонатов выставки — рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев — интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.

Икона "Богоматерь с Младенцем", написанная в XIII веке предположительно кипрским мастером, демонстрирует иной путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада. В художественной культуре этого периода, связанного с возрождением империи и династией Палеологов, движение к античным традициям воспринималось как поиск своей культурной идентичности. Зримым свидетельством последнего расцвета византийской культуры в XIV столетии является замечательный двусторонний образ "Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный" XIV века. Эта икона — современница произведений Феофана Грека. Оба мастера используют одни и те же художественные приемы; в частности, тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, символизирующие энергии божественного света. Образ "Богоматерь Одигитрия…" является списком со знаменитой чудотворной иконы Одигитрии из монастыря Одигон в Константинополе.

О богатстве декоративно-прикладного искусства Византии рассказывают несколько предметов, среди которых кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары. Представленные рукописи — кодексы Евангелия (XIII век и около 1300 года) – знакомят зрителя с феноменом средневековой книги, которая была не просто носителем определенной информации, но сложным организмом, включавшим в себя наряду с текстом миниатюры и элементы декоративного убранства. Техника художников, создававших сложные изысканные орнаменты в заставках, инициалы и миниатюры с образами евангелистов, отличалась особой виртуозностью.

Поствизантийский период представлен тремя иконами греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Эти произведения позволяют проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона. Византийская художественная традиция стояла у истоков формирования искусства многих народов. С самого начала распространения христианства в Киевской Руси греческие художники и архитекторы передавали русским мастерам навыки храмового строительства, фресковой живописи, иконописания, оформления книг, ювелирного искусства. Это культурное взаимодействие продолжалось на протяжении многих столетий. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства, сохраняя память о Византии как о благодатном источнике, долгие годы духовно питавшем русскую культуру.

Выставка "Шедевры Византии" располагается рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI–XVII веков, что дает возможность зрителю проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

Свои экспонаты для выставки предоставили Византийский и христианский музей в Афинах, Музей Бенаки, Собрание Э. Велимезиса — Х. Маргаритиса. 

 

Где: Лаврушинский переулок, 10, зал 38

Когда: 07.02.2017 – 09.04.2017.

Время: вт.-ср., вс. – 10:00-18:00, чт.-сб. – 10:00-21:00, пн. – выходной.

Стоимость: 500 р. (возможность льгот можно уточнить при покупке).

Темы: 
Институции и проекты: