Котарбиньский Т.

Тадеуш Мариан Котарбиньский (Tadeusz Kotarbiński; 31.03.1886, Варшава - 03.10.1981, Варшава) - польский философ, математик и логик. Президент Польской АН (1957-1962), иностранный член АН СССР с 1958 г. Автор работ в области этики, теории познания, логики.

Родился в семье художника Милоша Котарбинского и пианистки Евы Козловской (польск. Ewa Koskowska). В 1896 (прибл.) начал обучение в Пятой государственной гимназии (филологический класс русского языка) в Варшаве, закончил школьное образование в 1907 в государственной гимназии в Пярну (Россия). Изучал в качестве вольного студента в 1905-1906 физику и математику в Краковском Ягеллонском университете, в 1906 - архитектуру в Высших политехнических училищах Дармштадта и Львова. С 1907 по 1912 во Львовском университете Яна Казимира изучал философию под руководством Казимежа Твардовского (1866-1938). В 1912 защищает докторскую диссертацию на тему "Утилитаризм Милля и Спенсера", научный руководитель К. Твардовский. Преподает уроки греческого и латыни в гимназиях Варшавы в 1912-1918, с 1919 – экстраординарный, а с 1929 – ординарный профессор Варшавского университета (с перерывами до 1961). С 1927 – руководитель Польского философского общества. Занимался журналистикой, писали в основном в ежемесячный журнал "Рационалист" - орган Польской ассоциации свободной мысли. В войну преподавал в Варшаве на подпольных курсах в университете и организованных частным образом. В 1943 году он переехал из Варшаву в деревню Кражница Окрангва (Krężnica Okrągła) в окрестностях Люблина, и там он начал писать "Трактат о хорошей работе". Вернулся в столицу в 1944 году, но через несколько месяцев в связи с подавлением Варшавского восстания (во время восстания он был в Старом городе) покинул нее. В Варшаве погибла часть его архива и работ (в частности, первый вариант “Праксеологии”) Затем, он и его жена скрывались в Горжковице, где он жил в доме местного врача доктора Жуковского. Позже он переехал в Радоме, гне нелегально читал академические курсы по логике, праксеологии и истории философии. В конце Второй мировой войны, он переехал в Лодзь. С 1946 по 1949 – ректор университета в Лодзи, с 1951 и до пенсии в 1961 г. – заведующий кафедрой логики в Варшавском университете. В 1946-1951 член Польской академии художеств. В 1946 становится членом-корреспондентом, а в 1951 действительным членом Польской АН. С 1956 член общества всеобщего знания. Президент Международного Института философии в 1960—1963 гг.

В 1912 вступает в брак с Вандой Магдаленой Баум (1887-04.10.1946), с которой родились двое его сыновей: Адам Котарбиньский (1914 -) , архитектор, градостроитель и Казимеж Котарбиньский (1919-1938). 4 октября 1946 умирает его первая жена и 20 октября 1947 Котарбиньский вступает во второй брак с д-ром философии, профессором Лодзинского университета Диной Штейнбарг (Sztejnbarg, 19.01.1901-02.01.1997) (профессиональное имя: Янина Каминская), после Янина Котарбиньская (1901-1997)

 

Один из основных представителей Львовско-Варшавской школы аналитической философии. Признавал, в частности, влияние на себя номиналистической концепции другого крупного представителя школы Ст. Лесьневского (1886-1939). Свою философию обозначил трояко: как “реизм” (лат. res – вещь), как “конкретизм” (лат. concretio – материя, вещество), как “пансоматизм” (греч. coma – тело и pan – все), что оттеняло разные ее аспекты. В конце жизни чаще пользовался термином “пансоматизм”, отличая его от “материализма” . Много занимался проблемами логики (логической семантикой, теорией вывода, историей логики), однако свою заслугу видел прежде всего в разработке наряду с концепцией реизма “независимой этики” (независимой в двояком смысле слова – от религии и от собственных философских построений), исходящей из принципа ”минимизации зла” в жизни, и предписывающей индивиду поступать в соответствии с “голосом совести”, и “праксеологии” как общей теории организации деятельности. Последняя принесла ему поистине мировую известность. В своей философской концепции исходил из номиналистической посылки о существовании только вещей (его предшественниками здесь были Г.В. Лейбниц и Ф. Брентано) и введенных человеком для их обозначения знаков описывающего вещи языка. Под вещью понимал любой предмет, обладающий пространственно-временными характеристиками и способный, следовательно, воздействовать на другие вещи. Исходя из принципа “радикального реализма” отрицал существование имманентных образов сознания, последние не суть вещи, так как идеальность не позволяет иметь предметность, быть “физическим нечто”. На тех же основаниях отрицается существование свойств, отношений, “положений вещей” (“фактов”), событий (“актов”) в силу их вневременности и (или) внепространственности, т.е. неспособности быть вещами (телами). В духе общей установки и аргументации (“в силу противоречивости”) номинализма отрицается существование общих предметов. Существуют только вещи (“реизм”), точнее бесконечное множество тел (“конкретизм”), одним из типов тел (способных мыслить) являются субъекты (“пансоматизм”). Соответственно наука может иметь своим предметом только вещи, а гуманитарная наука – человека и связанные с ним вещи (произведения, изделия и т.д.). О гневе, умственном развитии, усталости и т.д. как предметах изучения психологии, например, можно говорить, по мысли Котарбиньского, лишь при условии, что смысл подобных утверждений имеет лишь вторичный, замещающий, переносный характер. Ведь реально существует только индивид, что-то переживающий, а сверх этого наряду с ним или кроме него нет никакого другого объекта. Мы принципиально способны отобразить вещи непосредственно или через знаки. Согласно ему, “…и если мы наблюдаем внимательно и при благоприятных условиях, если мы, кроме того, правильно понимаем знаки, мы верно отображаем действительность и вещи открываются нам такими, какими они являются в действительности; мы мыслим истинно, мы познаем действительность и суждения, которые мы как таковые высказываем, являются истинными”. Однако для этого процесс познания должен быть рационализирован на основе реконструкции языка науки, освобожден от неоднозначных понятий, т.е. “языковых гипостаз”. Фактически “реизм” – это программа ”проверки возможности оперирования изъявительными предложениями”. Отсюда его постулаты: каждому имени (термину) должна соответствовать реальная вещь; общие имена, а также названия свойств, отношений, положений вещей (“факты”) и событий (“актов”) должны рассматриваться как метафоры или сокращения, которые в языке науки должны быть элиминированы. Последний постулат в поздних работах Котарбиньского ослаблен: за этими названиями признан вторичный, замещающий, переносный характер. Однако в любом случае наука должна избегать “нелегально записанных” пустых знаков. В силу принципиальной противоречивости номиналистической установки Котарбиньский многократно на протяжении жизни менял, удерживая суть концепции, аргументацию и постоянно колебался между логико-семантической и онтологической версиями “реизма” (сам он насчитывал восемь таких “поворотов” – стадий становления концепции). К тому же под воздействием марксизма он (во второй период своего творчества) стал определять реизм как материализм, освобожденный от языковых гипостаз. В теории познания К. отстаивал радикальный реализм. Согласно такому подходу, познание имеет непосредственный характер (радикальный реализм является непосредственным реализмом), в частности, не существует никаких чувственных данных или психических содержаний: познание основывается на усвоении чего-то материального посредством материального человеческого тела, наделенного определенными предрасположениями. В аксиологии К. занимал позицию практического реализма, суть которой передает принцип: только такие цели поставлены хорошо, которые поддаются реализации. На этой основе была развита праксеология. Однако указанным образом понимаемый практический реализм недостаточен для этики, поскольку реально цели могут быть как достойными, так и недостойными. Поэтому К. предложил также особую концепцию этики, а именно идею независимой этики. Она независима от религии (отсюда само название «независимая этика») и опирается на принцип заботливого опекунства. Заботливым опекуном является тот, на кого можно положиться в любой ситуации. Коротко говоря, философия К. основывается на реализме трех типов: реизме, радикальном реализме и практическом реализме. Последний дополняется независимой этикой.

Тадеуш Котарбинский воспитал несколько поколений польских философов - его ученики довоенного поколения Альфред Тарский, Мария и Станислав Оссовский и послевоенного - Ежи Пелк, Климент Заневский, Лешек Колаковский, Анджей Гжегорчик, Ярослав ​​Руднянский и Тадеуш Вожик. Он был автором около 700 публикаций, в том числе многих значительных научных монографий.

 

Основные работы:

“Практические оценки” (1913) - Szkice praktyczne, Warsz., 1913;

“Утилитаризм в этике Милля и Спенсера” (1915) - Utylitarysm w etyce Milla i Spensera. Krakow, 1915;

“Элементы теории познания, формальной логики и методологии науки” (1929) - Elementy teorji pozńania, logiki formalnej i metodologji nauk. Lwow, 1929, 2 wyd. Wrocław, 1961; Элементы теории познания, формальной логики и методологии наук. М., 1963; Gnosiology. The scientific approach to the theory of knowledge. Oxford: Pergamon Press 1966

“Из проблем общей теории борьбы” (1938) - Z zagadnien ogolnej teorii waiki, Warsz., 1938;

"Обзор логико-семантических проблем" (1947) - Przegląd problematyki logiczno-semantycznej. Łódź: [Wyd. z Zasiłku Min. Oświaty. Druk. Zarz. Polit. Wych. WP], 1947; Logic, Semantic, and Ontology. Dordrecht, 1990

“Трактат о хорошей работе” (1955) - Traktat o dobrej robocie. Lodz, 1955, 2wyd.. Wrocław—Warsz., 1958; Трактат о хорошей работе. М., 1963; Трактат о хорошей работе / Под ред. проф. Г.Х. Попова. М.: Экономика, 1975. 271 с.

“Точность и ошибка” (1956) - Sprawność i błand. Warsz., 1956, 3 wyd. Warsz., 1960;

"Вопросы независимой этики" (1956) - Zagadnienia etyki niezależnej. Warszawa 1956

“Лекции по истории логики” (1957) - Wykłady z dziejów logiki; Лекции по истории логики. М., 1963; Leçons sur l'histoire de la logique. Paris: Presses Universitaires de France 1964;

“Избранные произведения” (т. 1-2, 1957-1958) - Wybor pism, t. 1—2, Warsz., 1957-58; Избранные произведения / Вступительная статья И. С. Нарского. М., 1963

Праксиология или правила эффективного действия - Prakseologia czyli zasady sprawnego dzialania, "Argumenty", 1963, No 19.; Развитие праксеологии. // Польское обозрение, 1962,№ 12—13; Praxiology. An introduction to the science of efficient action, New York: Pergamon Press, 1965

Blad praktyczny, "Studia Filosoficzne", 1963, No 2 (33)

 

Он занимался журналистской деятельностью и опубликовал свои эссе:

"Медитации (размышления) о достойной жизни" (1966) - Medytacje o życiu godziwym. Warszawa: WP, 1966 (1976)

"Азбука практичности" - Abecadło praktyczności. Warszawa: WP, 1972

"Мысли о людях и делах человеческих" - Myśli o ludziach i ludzkich sprawach. Pod red. Janiny Kotarbińskiej. Wrocław: Ossolineum, 1986

"Дорогие собственные исследования" - Drogi dociekań własnych : fragmenty filozoficzne. Warszawa: Państ. Wydaw. Nauk, 1986

"Этические письма" - Pisma etyczne. Wrocław : Zakł. Narod. im. Ossolińskich, 1987

"Живите праведно" - Żyć zacnie. Wybór Teresa Duralska-Macheta. Warszawa: "Nasza Księgarnia", 1989

"Мысли и слова" - Myśli i słowa. Wstęp Janina Kotarbińska; wyboru dokonała Lilianna Kiejzik [i in.]. Zielona Góra : WSP im. Tadeusza Kotarbińskiego, 1991

 

Помимо научной работы, Тадеуш Котарбиньский также занимался поэзией. Он опубликовал при жизни три сборника стихов:

"О печали" (1956) - Wesołe smutki : epigramaty. Warszawa: PWN, 1956

"Ритмы и рифмы" (1970) - Rytmy i rymy. Warszawa: Czytelnik, 1970

"Связки" (1973) - Wiązanki. Warszawa: Czytelnik, 1973

 

Его работы содержат массу крылатых выражений, которые входят в различные коллекции афоризмов.

 

Лит.:

Васzkо В., О pogladach filozoficznych i spoleczno-politycznych T. Kotarbinskiego, Warsz., 1951

Греневский Г., Кибернетика без математики, М., 1964, гл. 5;

Jaworski М., Tadeusz Kotarbiński, Warsz., 1971.

Нарскии И. С., Берников М. И. Номиналистический материализм Т. Котарбиньского и С. Лесневского.// Философские науки, 1972, № 4;

Попов Г.Х. Праксеология и теория управления. Вступительная статья // Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М.: Экономика, 1975. С. 5-19.

Puszkiewicz E. Bibliography. Professor Tadeusz Kotarbiński's scholarly works published in foreign languages in the years 1931-1975, “Dialectics and Humanism”, 1977, nr 1, s. 161-164. Верников М.Н. Методологический анализ кризиса философского идеализма (На материалах польской философии конца 19 – первой трети 20 в.). К.: Наукова думка, 1978. 405 с. Smołucha Z. Tadeusz Kotarbiński (1886-1981). Bibliografia, IKNODN, Olsztyn 1988.

Woleński J., Kotarbiński, Wiedza Powszechna, Warszawa, 1990.

Woleński J. (ed.) Kotarbiński: Logic, semantics and ontology, Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, 1990.

Przymusiała A. Bibliografia prac Tadeusza Kotarbińskiego, [w:] Fragmenty filozoficzne. Seria trzecia. Księga pamiątkowa ku czci profesora Tadeusza Kotarbińskiego w osiemdziesiątą rocznicę urodzin, PWN, Warszawa 1967, s. 635-674.

Przymusiała A. Materiały do bibliografii Tadeusza Kotarbińskiego. Publikacje z lat 1966-1976, „Prakseologia”, 1977, nr 1-2 (61-62), s. 25-45.

Przymusiała A. Inwentarz prac Tadeusza Kotarbińskiego, maszynopis powielony, Warszawa 1987.

Przymusiała A. Bibliografia Tadeusza Kotarbińskiego, Fundacja Praxis, Lublin, 2006, 165 s. ("Studia Prakseologiczne"; t. 1).

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Subscribe to RSS - Котарбиньский Т.